Татьяна Харламова: «Дочь сказала, что если я стану водителем автобуса, то она будет очень гордиться. И я стала»


25 февраля 2021

Минтруд пересмотрел список профессий, запрещенных для женщин: с 2021 года их останется 98. Например, представительницам прекрасного пола по-прежнему нельзя будет работать авиационными механиками и шахтерами, заниматься бурением нефти и тушением пожаров, но можно стать дальнобойщиками, автослесарями, машинистами поездов, трактористами, служить на кораблях.

На этом фоне профессия водителя автобуса выглядит вполне обычно. Тем не менее некоторых сыктывкарцев женщина за рулем большой машины по-прежнему удивляет. Однако только на одном «САТП №1» уже работает четыре представительницы прекрасной половины человечества. Мы поговорили с одной из них: Татьяна Харламова честно рассказала, зачем пошла водить автобусы и почему нисколько об этом не жалеет.

- Давно водите машину?

- Легковой автомобиль - с 2013 года. Однажды муж пришел домой и сказал: «Пойдешь на права учиться?». Ну почему и нет. Он удивил: «Я тебя уже записал, завтра учеба начинается». А потом во время учебы как бы в шутку приговаривал, мол, не сдашь с первого раза, будешь мне 20 тысяч должна. Это добавило мотивации, поэтому сдала с первого раза.

- Учиться на водителя автобуса сложно?

- Я давно знакома с автобусами, около десяти лет с перерывами работала на разных маршрутах кондуктором. Мотивации получить права категории «Д» было еще больше, чем получать права на легковой автомобиль. Просто 11-летняя дочь однажды сказала: «Если ты будешь водителем автобуса, я буду тобой очень гордиться». И я пошла учиться в ДОСААФ несмотря на страх, неуверенность. Они, конечно, удивились, но были очень довольны: «Раз в год к нам девушка приходит». Учеба давалась легко - с интересом, даже с наслаждением. ПДД учила не просто для галочки, непонятные моменты долго разбирала. Когда сдавала на права, нервы были на пределе. Инструктор долго смеялся, как я нервничала. Но сдала с первого раза. Работаю водителем в «САТП №1» с ноября прошлого года.

- Как реагируют пассажиры, когда видят за рулем женщину?

- Ни разу не сталкивалась с грубиянством или хамством. Зато пожилые бабушки-пассажирки подходили и говорили: «Молодец! Хорошо водишь». Слова благодарности - это круто. Я вообще делаю то, что мне нравится, я на работу хожу с удовольствием.

- Рабочий день у кондуктора и водителя автобуса сильно отличается?

- Водитель должен перед выездом автобус подготовить. Кондуктор же приходит в уже готовый к работе автобус. Поэтому да, водитель тратит больше времени.

- Что входит в подготовку автобуса?

- Необходимо проверить горюче-смазочные материалы (масло, антифриз). Затем проверить колеса. Проверить, горят ли фары. После этого надо пройти медика, механика - и на линию.

- Сильно устаете?

- Когда делаешь то, что нравится, работа не приносит усталости. Иногда устаю морально, когда чувствую, что каждый пассажир наблюдает за твоей работой. Но со временем учишься не обращать на это внимание. Повторюсь: рабочие дни проходят с наслаждением. Единственное, иногда очень хочется спать.

- Рано встаете?

- Я встаю в три утра. Вот мужчина проснулся, поднялся, умылся и пошел на работу, а у у женщины - уход за домом. Всегда стараюсь спать хотя бы 6-7 часов: если не выспишься, за рулем сложно. Иногда сплю на обеде, чтобы быть бодрой, полной сил.

- Как принял мужской коллектив?

- Коллектив хороший, если нужно - руку помощи протянут, дадут совет. Однако время от времени чувствую недоверие. Но те, кто меня знает, не сомневаются в компетентности.

- Как близкие относятся к тому, что вы работаете на автобусе?

- Дочке нравится «Мерседес». Она, когда в первый раз за рулем увидела, говорит: «Мама, давай домой микроавтобус заберем» (смеется). А муж сначала ревновал, но со временем и супруг привык к тому, что я работаю водителем автобуса. Теперь мои близкие гордятся тем, что я за рулем, поддерживают мой выбор.

- На каких маршрутах работаете? Они сложные?

- Обычно работаю на маршруте №33, но в выходные дают и маршрут №19. Сложность работы состоит в прямой зависимости от дорожной ситуации. Помню, в Нижнем Чове была авария, я была на линии, опаздывала из-за ДТП на полчаса. Иногда бывает тяжело принять решение догнать свое время в пробки. Но принимать решение - это хорошее свойство для развития ума, самостоятельности, ответственности. А так сложного ничего нет, главное привыкнуть.

- Отдыхать успеваете?

- Конечно. В среднем работаю два через два с напарником. Плюс на маршруте №33 большой обед, во время которого успеваешь и поесть, и поспать, чтобы набраться сил.

- Ваша самая большая профессиональная мечта?

- Хочу стать водителем первого класса, то есть иметь все категории вождения (в том числе на трамвай и троллейбус выучиться в Кирове). Хочу успеть принести папе права, чтобы он мной гордился. Когда в первый раз принесла права, он мне говорил: «Оно тебе надо?». Когда пошла на автобус и принесла ему права категории «Д», он уже стал на меня смотреть по-другому. Но главное, я хочу доказать сама себе: это не то, что мне надо, это то, что мне нравится. Я могу это сделать.

- Как думаете, водитель автобуса - мужская профессия?

- Главное, чтобы человек выполнял свою работу хорошо, поэтому никакой роли не играет - мужчина это или женщина.

Как нас найти

Сысольское шоссе, д. 29,
г. Сыктывкар, Республика Коми
Показать на карте

Режим работы

  • пн - чт: 8—17
  • пт: 8—12
  • сб, вс: выходные

Режим работы ремонтной зоны

  • пн - вс: 8—01
  • без выходных

https://www.high-endrolex.com/28